?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Жизненные ценности российского населения
reader59
Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами




Таблица 1. Иерархия ценностных показателей, измеряемых по методике Ш. Шварца
Ценностные оси («факторы») Укрупненные категории ценностей Типологические ценностные индексы Исходные высказывания, предлагавшиеся респондентам
Сохранение — Открытость изменениям Сохранение Безопасность Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности
Для него важно, чтобы государство обеспечивало его безопасность во всех отношениях. Он хочет, чтобы государство было сильным и могло защитить своих граждан
Конформность Он убежден, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны всегда следовать правилам, даже если никто за этим не следит
Для него важно всегда вести себя правильно. Он старается не совершать поступков, которые другие люди могли бы осудить
Традиция Для него очень важно быть простым и скромным. Он старается не привлекать к себе внимание
Он ценит традиции. Он старается следовать религиозным и семейным обычаям
Открытость изменениям Самостоя-
тельность
Для него важно придумывать новое и подходить ко всему творчески. Ему нравится делать все по-своему, своим оригинальным способом
Для него важно принимать самому решения о том, что и как делать. Ему нравится быть свободным и не зависеть от других
Риск-новизна Ему нравятся неожиданности, он всегда старается найти для себя новые занятия. Он считает, что для него в жизни важно попробовать много разного
Он ищет приключений и ему нравится рисковать. Он хочет жить полной событиями жизнью
Гедонизм Для него важно хорошо проводить время. Ему нравится себя баловать
Он ищет любую возможность повеселиться. Для него важно заниматься тем, что доставляет ему удовольствие
Самоутвер-
ждение — Выход за пределы своего «Я»
Самоутвер-
ждение
Достижение Для него важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает
Для него очень важно быть очень успешным. Он надеется, что люди признают его достижения
Власть-богатство Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей
Для него важно, чтобы его уважали. Он хочет, чтобы люди делали так, как он скажет
Выход за пределы своего «Я» Благожела-
тельность
Для него очень важно помогать окружающим людям. Ему хочется заботиться об их благополучии
Для него важно быть верным своим друзьям. Он хотел бы посвятить себя близким людям
Универсализм Для него важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он убежден, что у всех должны быть равные возможности в жизни
Для него важно выслушивать мнение других, отличающихся от него людей. Даже когда он с ними не согласен, он все равно хочет понять их точку зрения
Он твердо верит, что люди должны беречь природу. Для него важно заботиться об окружающей среде

Рисунок 1. Средние значения ценностного индекса «безопасность» в 20 европейских странах
Рисунок 2. Средние значения ценностного индекса «конформность» в 20 европейских странах
Рисунок 3. Средние значения ценностного индекса «традиция» в 20 европейских странах
Рисунок 4. Средние значения ценностного индекса «самостоятельность» в 20 европейских странах
Рисунок 5. Средние значения ценностного индекса «риск-новизна» в 20 европейских странах
Рисунок 6. Средние значения ценностного индекса «гедонизм» в 20 европейских странах
Рисунок 7. Средние значения ценностного индекса «достижение» в 20 европейских странах
Рисунок 8. Средние значения ценностного индекса «власть-богатство» в 20 европейских странах
Рисунок 9. Средние значения ценностного индекса «благожелательность» в 20 европейских странах
Рисунок 10. Средние значения ценностного индекса «универсализм» в 20 европейских странах

...

Итак, по итогам всех описанных в этом разделе ценностных сравнений можно представить сегодняшнего среднего россиянина как человека, для которого, в сравнении с жителями большинства других европейских стран, включенных в исследование, характерна более высокая осторожность (или даже страх) и более выраженная потребность в защите со стороны сильного государства; у которого слабее выражены потребности в новизне, творчестве, свободе и самостоятельности и которому менее свойственна склонность к риску, стремление к веселью и удовольствиям. В то же время сходная выраженность перечисленных ценностей характерна и для представителей ряда других европейских стран, причем не только постсоциалистических.
Средний россиянин сегодня сильнее, чем жители большинства рассматриваемых европейских стран стремится к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию (но при этом в желаемых достижениях не акцентируются творчество и новации). Естественно, что при более сильной, чем в других странах, ориентации на индивидуальное самоутверждение, в сознании среднего россиянина остается меньше, чем у представителей других стран, места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде (более низкие, чем в других странах, значения «Универсализма») и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружает (более низкие значения «Благожелательности»). В рассматриваемом массиве оказалось немного стран близких к России по степени выраженности этих ценностей.
...
Публицисты, ученые и общественные деятели выражают сегодня серьезную озабоченность низким уровнем альтруистических, солидаристских ценностей в российском обществе и, наоборот, гипертрофированностью индивидуалистических ориентаций. Часто бывает, что активность моральной критики не связана с реальным состоянием массовых нравов и ориентаций, но в данном случае это не так: результаты нашего исследования подтверждают, что проблема, действительно, существует. Сравнение России с другими европейскими странами явно свидетельствует, что у сегодняшнего среднего россиянина крайне слабо выражены надличные ценности, связанные, с заботой о благополучии других людей, о равноправии и терпимом отношении к ним, а также с заботой об окружающей среде, и, наоборот, крайне высока значимость противостоящих им «эгоистических» ценностей [27].
...
По-иному соотносятся с обыденными представлениями результаты эмпирической диагностики ценностей, относящихся к категориям «Открытости изменениям» и «Сохранения». Сегодняшние эмпирические данные не подтверждают приписываемой «русскому национальному характеру» склонности к покорности и послушанию, равно как и стремление следовать обычаям и традициям. Кроме того, в отношении всей этой группы столь существенных для развития страны ценностей не подтверждается и представление об уникальности, «особости» российского общества. По каждому из шести относящихся сюда ценностных индексов, и, тем более, по интегральному ценностному фактору «Открытости изменениям — Сохранения» средний россиянин не отличается от представителей целого ряда других европейских стран, демонстрируя общность России не только с постсоциалистическими, но и с развитыми капиталистическими странами.
...
Таким образом, российское большинство принадлежит к тем ценностным типам, которые отличаются более сильными, чем представители других ценностных типов, ориентациями на ценности «Самоутверждения» (в ущерб ценностям «Выхода за пределы своего “Я”»). На оси «Открытость изменениям — Сохранение» одна части этого большинства характеризуется срединным положением, а другая — крайне сильной выраженностью ценностей «Сохранения» (в ущерб «Открытости изменениям»). Что определенно не характерно для этого большинства, так это опережение представителей других ценностных типов по ориентации на ценности «Выхода за пределы своего “Я”» и «Открытости изменениям».
Но именно эти ценности характерны для двух других «фракций» российского общества — «меньшинств» оказавшихся в составе первого и третьего кластеров. Так 15% россиян, оказавшихся в составе первого кластера, характеризуются самой высокой, в сравнении с другими ценностными типами, ориентацией на «Открытость изменениям» (в ущерб «Сохранению») и средне-высокой ориентацией на «Выход за пределы “Я”» (в ущерб «Самоутверждению») [31]. И еще для 6% россиян, оказавшихся в составе третьего кластера, характерно обратное сочетание — срединное положение на оси «Открытость — Сохранение» и крайне высокая, в сравнении с другими ценностными типами, ценность «Выхода за пределы “Я”».
Таким образом, благодаря переходу со странового на индивидуальный уровень анализа и построению классификации отдельных респондентов, удалось, во-первых, расщепить образ «среднего россиянина» и показать, что в составе российского большинства имеется два ценностных подтипа. И во-вторых, удалось обнаружить две группы ценностных меньшинств, которые радикально отличаются по своим ценностям от доминирующих в России ценностных типов, но к которым тем не менее принадлежит каждый пятый россиянин [32].
...
Влияние пола респондента также вполне определенно. У мужчин сильнее выражены ценности Самостоятельности, Риска-новизны, Гедонизма, Достижения и Власти-богатства, относящиеся к категориям «Открытость изменениям» и «Самоутверждение». У женщин, наоборот, сильнее выражены ценности противоположных категорий — «Сохранения» (Безопасность и Традиция) и «Выхода за пределы своего “Я”» (Благожелательность и Универсализм). Только ценность Конформности оказывается не связанной с признаком пола.
...
Два рассматриваемых ценностных фактора принципиально различаются по соотношению влияющих на них причин. Применительно к ценностному фактору «Открытость изменениям — Сохранение» более сильными детерминантами оказываются пол и особенно возраст респондентов, а их страновая принадлежность («Россия ЛИБО какая-то другая страна») влияет тоже статистически значимо [35], но в меньшей степени. Стандартизованный коэффициент влияния возраста на показатель «Открытость изменениям — Сохранение» равен 0,43, а коэффициенты страновых влияний по абсолютной величине не превышают 0,08. Что же касается значений ценностного фактора «Выход за пределы своего «Я» — Самоутверждение», то в этом случае, наоборот, страновая принадлежность респондента (к России ЛИБО к какой-либо другой стране) влияет заметно сильнее, чем пол и возраст. Стандартизованный коэффициент при показателе пола равен 0,07, при показателе возраста — 0,02 (незначим), а средняя (по модулю) величина стандартизованного коэффициента регрессии при страновых показателях равняется 0,15. Таким образом, если оставить в стороне другие независимые переменные, то получается, что для предсказания ценностной ориентации по оси «Открытость-Сохранение» важнее всего знать возраст и пол респондента, а для предсказания его ориентации по оси «Выход за пределы своего «Я» — Самоутверждение» важнее всего знать, в какой стране он живет.
...
В итоге установлено:
1. Наиболее значима (если судить по средним показателям) для населения России ценность Безопасности, второе-третье места делят Универсализм и Благожелательность, на четвертом месте — Самостоятельность, на пятом — Традиция. Нижнюю часть российской ценностной иерархии открывает ценность Достижения, занимающая шестое место, седьмое-восьмое места делят Конформность и Власть-богатство, а на девятом и десятом местах — ценности Гедонизма и Риска-новизны.
2. Попарные межстрановые сравнения средних величин по 10 типологическим ценностным индексам показали, что для среднего россиянина, в сравнении с жителями других стран, характерна более высокая осторожность (или даже страх) и потребность в защите со стороны сильного государства, у него слабее выражены потребности в новизне, творчестве, свободе и самостоятельности и ему менее свойственна склонность к риску и стремление к веселью и удовольствиям. В отношении значимости перечисленных ценностей средний россиянин похож на представителей целого ряда других стран, прежде всего, постсоциалистических.
В отношении же значимости другой группы ценностей средний россиянин более своеобразен и, как правило, похож на представителей лишь небольшого числа рассматриваемых стран. Речь идет о его сильном стремлении к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию (правда, в желаемых достижениях не акцентируются творчество и новации ВМ: почему вам это не нравится, это же очень важно!). Сильная ориентация на индивидуальное самоутверждение оставляет в сознании этого человека меньше, чем у представителей других стран, места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружает.
...
6. Тот факт, что при межстрановых сравнениях у российского населения слабее, чем у жителей большинства других европейских стран, выражены надличные ценности и, наоборот, сильнее, чем в большинстве стран, проявляются ориентации на конкурентные (как в «игре с нулевой суммой») ценности личного успеха, власти и богатства, подтверждает частичную обоснованность звучащей сегодня моральной критики в адрес массовых ценностей и нравов.
7. Что же касается сравнения стран по ценностям «Открытости–Сохранения», то сегодняшние эмпирические данные как раз не подтверждают приписываемой «русскому национальному характеру» склонности к покорности и послушанию, равно как и сильного стремления следовать обычаям и традициям. Кроме того, в отношении всей этой группы ценностей не подтверждается представление об уникальности, «особости» российского общества.
...
Судя по данным Европейского социального исследования, которые рассматриваются в этой статье, менее всего склонны отмечать свое сходство с другими людьми жители Швеции, Норвегии, Франции и Эстонии, более всего — жители Кипра, Словении, Венгрии, Испании и Польши, а жители России, вместе с жителями Германии, Словакии, Швейцарии, Румынии и Болгарии характеризуются средними значениями показателя mrat.
...
Вывод о слабой выраженности «Самостоятельности» согласуется с полученными ранее данными об устойчиво низкой (в сравнении с развитыми капиталистическими странами) выраженности инициативности в трудовых ценностях россиян (см.: Магун В.С. Динамика трудовых ценностей российских работников: 1991–2004 гг. // Российский журнал менеджмента. 2006. № 4).


  • 1
Правильно ли я понял результаты, что, например, в России очень ценят безопасность, а в Швеции - нет?

Точнее, наверное, так: жителя Швеции безопасность заботит меньше, чем жителя РФ.

Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности
Для него важно, чтобы государство обеспечивало его безопасность во всех отношениях. Он хочет, чтобы государство было сильным и могло защитить своих граждан

Это все-таки не думает. Это - хочет.

Хочет, потому что думает :)

  • 1